Эрих Борхерт (Erich Borchert), 1097-1944

Малярстрой
(Малярстройпроект)



Малярстрой - наименование государственной фирмы ("треста", как тогда говорили), которая была создана Советом Народного Хозяйства СССР в 1928 г. Для всей страны это было, свое рода, дизайн-бюро по цветовому оформлению в строительстве. Потребность в такого рода организации возникла в условиях первой Пятилетки: идущая Индустриализация, развернутое повсеместно строительство и реконструкция старых городов. При этом неизбежной была спонтанная деятельность по цветовому оформлению и перестройке домов так, как строители понимали, а домоуправители хотели или могли себе позволить - при этом специалистов в стране не было. К тому же не хватало качественных красок. Естественно, возникло желание использовать лучший зарубежный опыт. Так в 1929 г. было отправлено приглашение известному мастеру, преподавателю Баухауза Гиннерку Шеперу стать консультантом Малярстроя по вопросам окрашивания (малярные работы; Wandmalerei). Приглашение было принято, и Шепер работал в Москве в 1929-1931 гг. Ассистентом Г. Шепера в Москве с февраля 1930 г. стал его выпускник Эрих Борхерт, приехавший в Москву.

Путем создания Малярстроя предполагалось организовать концептуальный центр, как пример и образец строительным организациям для использования аналогичных стандартов по всей стране. Его печатный орган – журнал "Малярное Дело" - был призван способствовать распространению передового опыта. Из самого названия "Малярстрой" следует, что он относился к комплексу строительных организаций, но ближе всегобыл к архитектуре, как своему генеральному заказчику.

Важно отметить, что в этом начинании предполагалось связать две ведущие группировки советских архитекторов 20-х годов: ОСА (конструктивистов) и АСНОВА (рационалистов). Достойно внимания и то, что журнал "Малярное дело", был также органом "Всехимпрома" - так назывался трест, объединявший предприятия советской химической индустрии. Как Малярстрой, так и журнал "Малярное дело", стремились к тому, чтобы соединить искусство с решением насущных практических задач, для чего они организовали производство качественных красок. Поэтому задача окраски в архитектуре рассматривалась комплексно: как художественная, строительно-технологическая, но также и проблема химии красок. Выбор Г. Шепера на должность консультанта Малярстроя по проблемам окраски также объясняется программой этой организации, согласно которой ее деятельность должна была быть органическим сплавом художественной и производственной работы. Шепер привез в СССР опыт германского Баухауза, своим Манифестом и всей деятельностью показавшим возможность и плодотворность альянса искусства и производства.

Любопытен такой факт: Казимир Малевич очень хотел работать в Малярстрое, но не был туда принят.

На настоящий момент история Малярстроя ещё подробно не изучена, но есть надежда, что архивы этой организации хотя бы частично целы.


Литература:

- Жадова Лариса Александровна. Гиннерк Шепер и Борис Эндер в Малярстрое. Научный журнал HAB (Баухауз), Веймар, 1979, №4/5, стр. 323-327 (Larissa Shadowa: Hinnerk Scheper und Boris Ender im Maljarstroj, Wiss. Zeitschrift der HAB (Bauchaus), Weimar 26 (1979) Heft 4/5; p. 323-327)

- Казусь И.А. Организация архитектурно-градостроительного проектирования в СССР: Этапы, проблемы, противоречия (1917-1933 гг). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры в двух томах, Москва 2001, стр. 561-562

- Казусь И.А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 464 с.



 


Эрих Борхерт / Erich Borchert
Графика / Graphik
Акварели / Aquarell
Выставки / Ausstellungen
Публикации / Publikationen
Баухауз на Урале / Bauhaus in Ural
Благодарности / Dankbarkeiten
Ссылки / Links
Почта / eMail










Малярстрой
 
© 2017 http://erich-borchert.narod.ru - в публикациях, пожалуйста, ссылайтесь на источник.